Моя страна  
Статьи

 

100 рублей

Памятные монеты 100 рублей Банка России

 

Монеты 100 рублей
2000 г. - 1997 г.

   
Великая Отечественная война: 55-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
Аверс: солдат, пишущий на колонне Рейхстага, покрытого надписями, в левой руке - винтовка,

Реверс: руководители трёх держав: И.В. Сталин - в центре, Г. Трумэн - слева, К. Эттли - справа в окружении членов делегаций, на столе переговоров на подставке - государственные флаги Великобритании, СССР и США, ниже - надпись в две строки: "ИЮЛЬ-АВГУСТ 1945 ГОДА"
Берлинская (Потсдамская) конференция (17 июля - 2 августа, 1945 г., Потсдам) глав правительств главных держав-победительниц во 2-й мировой войне приняла решение о демилитаризации и денацификации Германии, уничтожении германских монополий, о репарациях.

 

   
Россия на рубеже тысячелетий: Становление государственности
Фигура молодой женщины, символизирующая образ России, справа - сказочная птица-дева сирин (персонаж старинных лубочных русских картинок), на втором плане - очертания географической карты Российского государства.

 

   
Россия на рубеже тысячелетий: 300-летие учреждения Петром I Приказа рудокопных дел
Фигура рудокопа с кайлом, занесённым над головой, слева - кристаллы горной породы, справа - шагающий экскаватор, над ним - рудник и терриконики (искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых).

 

   
Сохраним наш мир: Снежный барс
Снежный барс (Uncia uncia Schreber) - обитает в Приморском крае на Дальнем Востоке. Длина его тела достигает 130 см, хвоста до 105 см. Снежный барс находится под угрозой исчезновения из-за уменьшения количества пищи и отлова для зоопарков (в неволе размножается). Занесён в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

 

   
Сохраним наш мир: Снежный барс

 

   
Историческая серия: 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина
Памятник А.С.Пушкину в Москве работы скульптора А.М.Опекушина. У подножия постамента — цветы, слева — фонарный столб. Слева сверху вниз — фрагменты Московского Кремля, дом Пашкова и особняк на Арбате в Москве, в котором жила чета Пушкиных после венчания. Справа сверху вниз — центральный портал Адмиралтейства, Исаакиевский собор и Александровская колонна в Санкт Петербурге. Внизу — надпись: «АЛЕКСАНДР ПУШКИН» и даты «1799» «1837».
Москва и Петербург занимают особое место в жизни Пушкина. В Москве поэт родился и провёл ранние годы жизни, постоянно в неё возвращаясь в течение всей жизни.Москва восторженно встретила Пушкина, освобождённого царём из ссылки в Михайловском, здесь на балу он впервые встретил красавицу Наталью Гончарову, с которой обвенчался в 1831 г. В 1880 г.на Страстном бульваре в Москве воздвигнут один из лучших памятников Пушкину. По окончании лицея жизнь поэта связана с Петербургом. Круг его знакомств и связей был чрезвычайно обширен и разнообразен - поэты Жуковский и Грибоедов, философ Чаадаев, историк Карамзин, композитор Глинка и др. В Петербурге поэт был смертельно ранен на дуэли. По свидетельству современника, со времени смерти Пушкина и до перенесения его праха в церковь в его доме перебывало до 50 тысяч петербуржцев всех сословий. Трагическая смерть Пушкина потрясла Россию.

 

   
Историческая серия: 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина
Слева портрет А.С.Пушкина, справа и под ним — сказочные персонажи поэмы «Руслан и Людмила» («у лукоморья дуб...», «кот учёный», Руслан и «живая » голова); «петушок с высокой спицы» из «Сказки о золотом петушке», в нижней части — старик и рыбка в неводе из «Сказки о рыбаке и рыбке». Внизу — надпись: «АЛЕКСАНДР ПУШКИН» и даты «1799» «1837».

 

   
Русский балет: Раймонда
Изображение отъезда молодожёнов на родину жениха в финальной сцене балета, внизу по окружности надпись: «РАЙМОНДА».
Балет «Раймонда» (музыка А.К.Глазунова) в постановке М.Петипа впервые был показан на сцене Мариинского театра в Петербурге 7 января 1898 г. В основе его сюжета — рыцарская легенда. В канун дня рождения юная Раймонда охвачена внезапно вспыхнувшей любовью к прекрасному рыцарю Жану де Бриенну, гобелен с портретом которого преподнес ей в дар отец Жана, приехавший просить руки Раймонды для сына. Поздравить Раймонду прибывает и сарацинский шейх Абдерахман с пышной свитой. В разгар празднества он пытается похитить Раймонду, но внезапно появившийся Жан поражает шейха ударом меча. В замке пышно празднуется свадьба Раймонды и Жана. Балет представляет собой законченный образец единого музыкально-танцевального стиля, присущего симфоническим балетам,созданным русскими композиторами на рубеже XIX и XX веков. В течение столетия со времени премьеры спектакля к постановке балета обращались такие великие хореографы как А.Горский, Л.Лавровский, В.Вайнонен, К.Сергеев, Дж.Баланчин, Т.Гзовская. Образ Раймонды воплотили в разные времена блистательные танцовщицы: Е.Гельцер, Е.Семёнова, С.Головкина, Г.Уланова, Н.Дудинская, И.Колпакова,Т.Карсавина,О. Спесивцева, О.Преображенская, М.Плисецкая.

 

   
Русский балет: Раймонда

 

   
Географическая серия: Русские исследователи Центральной Азии: Н. М. Пржевальский
Изображение участников экспедиции на берегу озера, справа — даты в две строки «1876 » «1877», внизу слева — плавающие рыбы, справа — дикий верблюд. Вверху — птицы и надпись по окружности: «ЛОБНОРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ».
Николай Михайлович Пржевальский 31.03./12.04.1839 - 20.10./1.11.1888) — русский путешественник, исследователь Центральной Азии, почётный член Петербургской академии наук (1878), руководитель экспедиции в Уссурийский край (1867-1869) и 4 экспедиций в Центральную Азию (1870-1885). Во время всех этих экспедиций им пройдено более 30 тысяч километров. Научные результаты экспедиций изложены в ряде книг, дающих яркую картину природы и характеристики рельефа, климата, рек, озер, растительности и животного мира изученных территорий. Собраны обширные зоологические (свыше 7,5 тыс. экз. млекопитающих,птиц, пресмыкающихся,земноводных и рыб); ботанические (свыше 1700 видов) и минералогические коллекции. Установил направление основных хребтов Центральной Азии и открыл ряд новых, уточнил северные границы Тибетского нагорья, описал озеро Лобнор. Открыл и описал дикого верблюда, дикую лошадь, названную впоследствии его именем. Русское географическое общество учредило серебряную медаль и премию его имени, в 1946 учреждена золотая медаль имени Пржевальского. Его именем названы: город, хребет в системе Куньлуня, ледник на Алтае, другие географические объекты,а также ряд видов животных и растений. Пржевальскому установлены памятники недалеко от озера Иссык-Куль (у его могилы) и в Санкт-Петербурге.

 

   
Флот: Барк «Крузенштерн»
Изображение барка «Крузенштерн» с носовой части, справа вверху — портрет И.Ф. Крузенштерна с надписью полукругом «И.Ф. Крузенштерн», внизу надпись на ленте: «Барк Крузенштерн».
Барк построен в Германии как учебно-парусное судно в 1926 году и назывался «Падуя». В 1946 году вступил в строй в составе Советского флота под названием «Крузенштерн», в 1952 году переименован в «Плавучую базу № 14», в 1957-1964 годах дважды модернизирован, в 1961 году снова получил название «Крузенштерн». В 1961-1963 годах корабль участвовал в трех дальних плаваниях: в северную часть Атлантического океана с заходом на Бермудские острова, в Галифакс (Канада) и на Северный тропик в Атлантическом океане. В 1996 году «Крузенштерн» совершил 10-месячное кругосветное плавание, посвященное 300-летию Российского флота.

 

   
Историческая серия: 850-летие основания Москвы
Изображение памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве на фоне Собора Покрова на Рву (Василия Блаженного), а также башен Московского Кремля и других зданий города
Памятник Минину и Пожарскому — первый в России общественный памятник гражданским лицам — героям национально-освободительной войны против польских и литовских интервентов в начале XVII века. Он сооружен в 1818 году скульптором Иваном Мартосом на общественные средства. Собор Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного) был построен в 1555-1561 гг. по указанию Ивана Грозного в ознаменование присоединения к России Казанского и Астраханского ханств. Согласно древним хроникам архитекторами храма были Иван Барма и Яков Постник.

 

   
Историческая серия: 850-летие основания Москвы
Изображение монумента Юрию Долгорукому в Москве на фоне памятников архитектуры города
Юрий Долгорукий (90-е годы XI века — 1157 г.) — основатель Москвы, князь Суздальский и Великий князь Киевский, шестой сын Владимира Мономаха. Памятник установлен в 1954 году (скульпторы С.М. Орлов, А.П. Антропов, Н.Л. Штамм, архитектор В.С. Андреев).

 

   
Русский балет: Лебединое озеро
Изображения Зигфрида и Одетты в сцене встречи на озере из первого действия
Балетный спектакль «Лебединое озеро» (музыка П.И. Чайковского) в постановке Ю. Ройзингера впервые был показан на сцене Большого театра в Москве 20 февраля 1877 г. В основе его сюжета — всепобеждающая сила любви. Принц Зигфрид отвергает всех невест ради любви к прекрасной Одетте, превращенной злым гением Ротбартом в королеву лебедей (белый лебедь). Коварство рыцаря Ротбарта, явившегося на бал в замок принца с дочерью Одиллией (черный лебедь), заставляет Зигфрида забыть о своей любви к Одетте. Невольная измена Зигфрида должна привести к гибели Одетты и девушек-лебедей. Но именно сила любви принца и Одетты разрушает чары злого волшебника. После премьеры, прожив несколько безрадостных сезонов на сцене Большого театра, балет перестал появляться в репертуаре. Это объясняется тем, что спектакль «Лебединое озеро» являлся первым симфоническим балетом на российской сцене, и ни труппа, ни критика, ни публика не были подготовлены к правильному восприятию и оценке этого поистине новаторского произведения. Возродился балет уже в постановке Мариуса Петипа — балетмейстера Мариинского театра и хореографа Льва Иванова через два года после смерти П.И.Чайковского (либретто В. Бегичева, В. Гельцера, художники И. Андреев, М. Бочаров, Г. Левот, Е. Пономарев). Премьера состоялась 15 января 1895 года в Мариинском театре. После этого спектакль успешно был представлен в различных постановках и вариантах почти во всех театрах мира и поныне является одним из лучших в ряду самых выдающихся балетов мирового театрального искусства.

 

   
Русский балет: Лебединое озеро
Изображение Зигфрида и Одетты, исполняющих Па-де-де в сцене из третьего действия, на втором плане — злой гений Ротбарт

 

   
Денежное обращение: 100-летие эмиссионного закона Витте
Портрет С.Ю. Витте, слева от него — изображения свитка с надписью в три строки: «Эмиссионный закон 1897 г.», ниже — государственного кредитного билета 1898 г. достоинством 100 рублей и двух монет, внизу — подпись-факсимиле Витте.
Необходимость «Эмиссионного закона 1897 г.» была вызвана неустойчивостью денежной системы, сдерживавшей развитие внутренних и внешних экономических связей России, приток иностранного капитала. Подготовка реформы началась в 80-х годах XIX века. Министр финансов России С.Ю. Витте в 1895 году в докладе царю предложил ввести золотое обращение. К 1897 г. путем увеличения налогов, добычи и покупки золота, внешних займов Государственный банк создал золотую наличность в 1 095 млн рублей, что почти равнялось сумме обращавшихся в стране кредитных билетов (1 121 млн рублей). Согласно указу «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет» от 3 января 1897 года на золотых империалах и полуимпериалах при сохранении их прежнего золотого содержания чеканился новый номинал в 15 рублей и 7,5 рублей соответственно, то есть фактически была проведена девальвация рубля на 1/3. По указу от 4 ноября 1897 года чеканились пятирублевые золотые монеты с содержанием 3,87 г. чистого золота, а по указу от 11 декабря 1898 г. — 10-рублевые монеты с содержанием 7,74 г. чистого золота. В качестве монетной единицы был принят золотой рубль. 29 августа 1897 года издан указ императора Николая II об эмиссионных операциях Государственного банка России, получившего право выпуска банкнот. Обеспеченные золотой наличностью кредитные билеты обменивались на золото до 1914 года. Указ от 27 марта 1898 года сохранял серебряные и медные деньги, введенные ранее реформой Е. Канкрина в качестве обменной монеты. В результате реформы изменилась структура денежного обращения. Это был период очень устойчивой финансовой системы России, который длился 17 лет (1897—1914).

 

   
Сохраним наш мир: Полярный медведь
Полярный медведь (Ursus maritimus) — хищное млекопитающее, типичный представитель арктической фауны. Распространен на побережье Северного Ледовитого океана и во льдах Арктики. Длина тела достигает трех метров, вес более 700 кг. Область распространения в России — Земля Франца Иосифа и остров Врангеля. Хорошо плавает и ныряет, основной пищей являются тюлени. Полярный медведь находится под угрозой уничтожения, охраняется. На острове Врангеля в 1976 году создан заповедник. В России охота на белых медведей полностью запрещена.

 

   
Сохраним наш мир: Полярный медведь

 

 

 

 

 

 


Copyright © Москва
Краткий Справочник Бухгалтера: сайт  КСБух
Рейтинг@Mail.ru