с 1 января 2009 г.
Норма, подвергшаяся изменению | Суть изменений | Комментарий |
п. 2 ст. 88 НК РФ | Изменен порядок исчисления трехмесячного срока на проведение камеральной проверки. | Ранее срок на проведение камеральной налоговой проверки исчислялся со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к ней. Теперь этот срок течет с даты представления только декларации. |
П. 9.1 ст. 88 НК РФ | Уточнен порядок проведения камеральной проверки в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. | Уточнен порядок проведения камеральной проверки в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. |
абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ | Установлен срок передачи акта налоговой проверки лицу, в отношении которого проводилась эта проверка. | Акт налоговой проверки должен быть передан лицу, в отношении которого проводилась проверка, в течение пяти дней с даты его принятия. |
абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ | Раскрыт перечень доказательств, которые могут исследоваться налоговым органом при проведении налоговой проверки. | Закреплено, что к числу доказательств, которые исследуются при проведении налоговой проверки, в частности, относятся документы, ранее истребованные у налогоплательщика, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. |
абз. 1 п. 9 ст. 101 НК РФ | Закреплен обязательный срок извещения налогоплательщика о решении, вынесенном по результатам налоговой проверки. | Решение должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась проверка, в течение пяти дней после дня его вынесения. |
п. 5 ст. 101.2 НК РФ | Вступает в силу обязательный досудебный порядок обжалования решений налоговых органов. | До 1 января 2009 г. любое решение налогового органа можно было обжаловать как в вышестоящем органе, так и напрямую в суд. Теперь обязательным условием для обращения в суд будет являться предварительное обжалование решения в вышестоящем налоговом органе. |
абз. 3 п. 7 ст. 101.4 НК РФ, п. 4 ст. 101 НК РФ | Специально закреплено правило о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением НК РФ, а также оговорено изъятие из него. | Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ, однако если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ, то полученные налоговым органом документы (информация) все-таки не будут считаться полученными с нарушением НК РФ. |
По общему правилу принятое решение о привлечении (отказе от привлечения) к ответственности вступает в силу в течение 10 дней с момента вручения налогоплательщику копии соответствующего решения.
Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки, в вышестоящий налоговый орган может производиться в двух формах:
- либо путем подачи апелляционной жалобы (п. 2 ст. 101.2 НК РФ);
- либо путем подачи жалобы на вступившее в силу решение налогового органа (п. 3 ст. 101.2 НК РФ).
Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается на не вступившее в силу решение налогового органа, т.е. в течение 10 дней с момента вручения налогоплательщику копии соответствующего решения. Ее преимущество – подача апелляционной жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого решения, и налоговый орган не сможет начать процедуру принудительного взыскания недоимки (пени, штрафов) до того момента, пока вышестоящий налоговый орган не вынесет свое решение.
Жалоба на вступившее в силу решение налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган в течение года со дня вынесения такого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ), если пропущен десятидневный срок для подачи апелляционной жалобы. Соответственно подача такой жалобы не приостанавливает запущенного механизма принудительного взыскания налога.
Жалобы адресуются вышестоящему налоговому органу по отношению к территориальной налоговой инспекции, которым является соответствующее региональное Управление ФНС России, для которого и предназначена жалоба. Конкретный орган, куда следует жаловаться, указывается в вынесенном налоговой инспекции решении о привлечении (отказе от привлечения) к ответственности.
Внимание: жалобы на вступившее и не вступившее в силу решение инспекции подаются в разные налоговые органы. Это очень важно, поскольку подача жалобы «не в тот» налоговый орган приведет к отказу в ее приеме.
Итак:
- апелляционная жалоба подается в вынесшую решение о привлечении (отказе от привлечения) к ответственности территориальную налоговую инспекцию, которая самостоятельно передает жалобу в свой вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС России;
- жалоба на вступившее в силу решение налогового органа подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган (Управление ФНС России).
Жалоба подается в произвольной форме, но, по мнению Минфина России, обязательно должна содержать:
- наименование вышестоящего налогового органа либо вышестоящего должностного лица, в который подается жалоба, а также налогового органа, который принял обжалуемый акт;
- наименование налогоплательщика, подающего жалобу и его местонахождение;
- указание на предмет обжалования, т.е. ссылку на реквизиты обжалуемого решения (название, номер, дата принятия);
- права и законные интересы, которые, по мнению лица, подающего жалобу, нарушаются, а также – требование изменить или отменить обжалуемое решение;
- обоснование заявленных требований.
Жалоба подписывается руководителем организации либо его уполномоченным представителем, наделенным соответствующими полномочиями. Тогда к жалобе обязательно прилагается доверенность, подтверждающая полномочия на ее подписание.
При подаче жалобы на вступившее в силу решение налогового органа непосредственно в Управление ФНС России налоговики требуют приложения к ней копии обжалуемого акта.
Некоторые налогоплательщики НК РФ предоставляет налогоплательщикам право отозвать поданную жалобу на основании письменного заявления, но при этом устанавливает следующее правило: отозванная жалоба не может быть подана вновь по тем же основаниям в тот же налоговый орган. В связи с чем предлагаем быть осторожными с отзывом жалобы и не подходить небрежно к этому вопросу.
Если налогоплательщик не хочет, чтобы налоговый орган отказал в принятии жалобы, ему надо соблюсти следующие правила:
- подавать жалобу в уполномоченный орган;
- правильно оформлять жалобу (обратите внимание: налоговые органы не примут ксерокопию жалобы или ее вариант, отправленный по факсу);
- указывать предмет обжалования и обосновывать заявленные требования;
- обратить внимание на подпись: если ее подписывает представитель, он обязательно должен быть наделен соответствующими полномочиями. Тогда к жалобе обязательно прилагается доверенность (через доверенность, прилагаемую к жалобе).
При нарушении указанных требований налогоплательщик получит отказ в принятии жалобы и для соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора ему придется обращаться с жалобой повторно, исправив все отмеченные недочеты.
Также налогоплательщику будет отказано в жалобе при пропуске срока ее подачи жалобы. Тогда остается только ходатайствовать о восстановлении срока, если основанием к этому послужили уважительные причины.
Если налогоплательщик подаст новую жалобу взамен отозванной ранее (по тем же основаниям в тот же налоговый орган), он также получит отказ в ее принятии, поскольку НК РФ прямо предусматривает это как основание для отказа.
Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц. Он может быть продлен руководителем налогового органа (его заместителем) с соответствующим извещением налогоплательщика, но не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Внимание: если по истечении месячного срока жалоба рассмотрена не будет, налогоплательщику не стоит дожидаться решения вышестоящего налогового органа, а сразу обращаться в суд.
Это связано с тем, что по истечении установленного срока для рассмотрения жалобы, начинает течь трехмесячный срок для обращения в суд. Если налогоплательщик будет дожидаться решения вышестоящего органа и пропустит срок обращения в суд, ему придется обращаться в суд с ходатайством о восстановлении срока. Если он получит отказ, то потеряет право на судебную защиту интересов.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе (п. 2 ст. 140 НК РФ):
По итогам рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе:
О принятом по жалобе решении заявителю должно быть сообщено в письменной форме в течение трех дней.
После того, как налогоплательщик получает «на руки» документ, удостоверяющий результаты досудебного обжалования соответствующего решения налогового органа, он вправе обратиться в суд за обжалованием данного ненормативного правового акта.
Кроме того, закон не запрещает налогоплательщику обжаловать принятое по его жалобе решение в административном порядке – для этого нужно обращаться непосредственно в ФНС России.
Налогоплательщик, не согласный с решением налогового органа, вынесенного по итогам налоговой проверки, и желающий защитить свои права в судебном порядке, должен обязательно соблюсти досудебный порядок обжалования этого решения, обратившись с жалобой в вышестоящий налоговый орган. |
Copyright © Москва
Краткий Справочник Бухгалтера: сайт КСБух
|
|