ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Налог на прибыль организаций. Глава 25 НК РФ.
- Упрощенная система налогообложения (УСН). Глава 26.2 НК РФ.
- Налог на добавленную стоимость (НДС). Глава 21 НК РФ.
- Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Глава 26.3 НК РФ.
- Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Глава 23 НК РФ.
- Транспортный налог. Глава 28 НК РФ.
- Налог на имущество организаций. Глава 30 НК РФ.
- Акцизы. Глава 22 НК РФ.
- Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН). Глава 26.1 НК РФ.
- Земельный налог. Глава 31 НК РФ.
- Патентная система налогообложения (ПСН). Глава 26.5 НК РФ.
- Налог на имущество физических лиц. Глава 32 НК РФ.
- Торговый сбор. Глава 33 НК РФ.
- Страховые взносы. Глава 34 НК РФ.
Во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В каждом из субъектов Федерации уплата транспортного налога введена отдельным законом субъекта и, соответственно, имеет региональные особенности.
Правила начисления и уплаты транспортного налога закреплены в главе 28 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые отличия в рамках общих правил.
Так, закон того или иного субъекта может утвердить свои ставки налога, но эти ставки в общем случае не должны более чем в десять раз отличаться от значений, приведенных в НК РФ. Кроме того, регион имеет право установить собственный срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций (при условии, что крайний срок для перечисления суммы налога наступает не ранее того, что определен Налоговым кодексом). Срок уплаты налога для физических лиц региональные власти устанавливать не вправе, поскольку этот срок прямо закреплен в Налоговом кодексе. Наконец, региональные власти могут по своему усмотрению ввести льготы по транспортному налогу, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.
Организации и физические лица включая индивидуальных предпринимателей, на которых зарегистрировано транспортное средство (далее — ТС). В случае, когда ТС находится в аренде, налог платит арендодатель. Если транспортное средство передано в лизинг, то налогоплательщиком является либо лизингодатель, либо лизингополучатель. Это зависит от того, на чьем балансе учтено ТС. При смене собственника (продаже, дарении и т д.) налогоплательщиком становится новый хозяин транспортного средства, а прежний владелец перестает платить налог.
На автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. Также транспортный налог начисляется на самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусники, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, буксируемые суда и иные водные и воздушные ТС.
В главе 28 НК РФ приведен закрытый перечень транспортных средств, освобожденных от налога. В него, в числе прочего, входят весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил. Также под налог не подпадают оборудованные для инвалидов легковые автомобили, транспортные средства в розыске (при условии, что факт угона подтвержден соответствующим документом), промысловые морские и речные суда и некоторые другие виды ТС.
Ставка зависит от физического показателя, характеризующего то или иное транспортное средство. Для автомобилей таким показателем является мощность двигателя в лошадиных силах, для большинства воздушных судов — паспортная статическая тяга реактивного двигателя, для ряда водных буксируемых ТС — валовая вместимость в регистровых тоннах.
Ставки установлены на единицу показателя: одну лошадиную силу, один килограмм силы тяги и одну регистровую тонну соответственно. Например, для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. ставка, приведенная в Налоговом кодексе, равна 15 руб. на одну л.с.*.
Напомним, что региональные власти вправе уменьшить или увеличить ставку, но не более, чем в 10 раз. Значит, закон того или иного субъекта может установить значение ставки для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. в пределах от 1,5 до 150 рублей на одну л.с. В частности, в Москве владельцы таких авто платят налог из расчета 150 руб. на одну л.с.**
Начиная с 2011 года субъекты РФ получили право неограниченно уменьшать ставку для автомобилей с мощностью двигателя менее 150 л.с. Так, для данного вида ТС регионы могут установить ставку, которая, к примеру, в 15 или 20 раз меньше той, что указана в НК РФ.
Субъекты РФ также могут дифференцировать ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом экологического класса и количества лет, прошедших с года выпуска ТС. Например, в Иркутской области в отношении легковых машин с мощностью менее 100 л.с. действует разграничение: если с момента выпуска до начала налогового периода прошло менее 7 лет, ставка равна 10,5 руб. на одну л.с., если прошло 7 лет и более — ставка равна 6,5 руб. на одну л.с.***
* Данное значение ставки действует c начала 2011 годаСм. Ставки транспортного налога по г. Москве
(поправки внесены Федеральным законом от 27.11.10 № 307-ФЗ).
** Закон г. Москвы от 09.07.08 № 33.
*** Закон Иркутской области от 04.07.07 № 53-ОЗ.
Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. Сумма налога рассчитывается отдельно по каждому транспортному средству.
Налоговая база в общем случае — это значение физического показателя, характеризующего ТС: количество лошадиных сил, количество килограммов силы тяги и количество регистровых тонн.
Определять базу и начислять налог нужно по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. Приведем пример. Допустим, налогоплательщик в течение всего 2016 года владел легковым автомобилем с мощностью двигателя 81 л.с., ставка транспортного налога для таких ТС в данном регионе равна 7 руб. на одну л.с. Значит, сумма налога за 2016 год составит 567 руб. (7 руб. х 81 л.с.).
Если транспортное средство зарегистрировано, либо снято с учета в середине года, то сумму налога нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, деленному на количество календарных месяцев в году.
В 2015 году и ранее дейстсвовало следующее правило: месяц регистрации и месяц снятия с учета принимались за полные месяцы. Начиная с 2016 года алгоритм изменился. Теперь, если транспортное средство зарегистрировано 15-го числа или ранее, то месяц регистрации считается за полный месяц. Если же транспортное средство зарегистрировано после 15-го числа, то месяц регистрации вообще не учитывается. При снятии ТС с учета действует «зеркальная» норма: если снятие произошло 15-го числа или ранее, соответствующий месяц не учитывается. Если же снятие произошло после 15-го числа, то соответствующий месяц принимается за полный.
Поянсим на примере. Предположим, налогоплательщик 1 марта 2016 года зарегистрировал легковой автомобиль с мощностью двигателя 81 л.с., а 1 июня того же года снял машину с учета. Ставка налога равна 7 руб. на одну л.с. Получается, что налогоплательщик владел автомобилем на протяжении трех полных месяцев (март, апрель, май). Значит, коэффициент равен 0,25 (3 мес.: 12 мес.), а сумма налога за 2016 год составит 141,75 руб.(0.25 х 7 руб. х 81 л.с.).
Начиная с 2014 года транспортный налог в отношении легковых автомобилей стоимостью более 3 000 000 рублей рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Всего установлено пять коэффициентов в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. Вчастности, сумму транспортного налога в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более одного года, нужно умножать на коэффициент 1,5. Порядок определения средней стоимости автомобилей и перечни дорогостоящих автомобилей ежегодно публикуются на сайте Минпромторга России.
Заметим, что с 1 января 2015 года организации должны исчислять авансовые платежи по транспортному налогу с учетом повышающих коэффициентов, установленных в отношении дорогих автомобилей (п. п. 2 и 2.1 ст. 362 НК РФ). Прежде (до 2015 года) повышающие коэффициенты применялись только при уплате налога по итогам года.
Налогоплательщики-организации вычисляют сумму транспортного налога самостоятельно. На практике этим обычно занимается бухгалтерия.
За налогоплательщиков — физических лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей) транспортный налог рассчитывают сотрудники налоговой инспекции. Сведения о ТС и их владельцах налоговикам поставляют органы, которые регистрируют транспортные средства (Госавтоинспекция и Гостехнадзор). Налоговый кодекс обязывает эти структуры в течение 10 дней сообщать о регистрации и снятии с учета транспортных средств, а также до 1 февраля давать данные о ТС и их хозяевах по состоянию на 31 декабря предшествующего года.
Получив информацию, налоговики вычисляют сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление транспортный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.
При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами в собственность транспортных средств. В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, если за весь период владения транспортным средством физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть, физлица, которые не получали уведомлений и платили налог, должны направить сообщение и документы до 31 декабря 2015 года.
Налогоплательщики-организации должны перечислять транспортный налог не позднее даты, установленной законодательством региона. Согласно нормам главы 28 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.
Законы субъектов РФ могут ввести отчетные периоды по транспортному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В регионах, где отчетные периоды введены, организации должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая произведения налоговой базы и ставки. Перечислять авансовые платежи нужно в установленный законом субъекта РФ срок. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Регионы, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций от авансовых платежей.
Налогоплательщики — физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) не делают авансовых платежей по транспортному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Уплатить транспортный налог физические лица обязаны не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации обязаны сдать декларацию по транспортному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты дата предоставления декларации едина для всех регионов и не может варьироваться в зависимости от субъекта РФ.
Организации, на которых не зарегистрированы ТС, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по транспортному налогу.
Для налогоплательщиков -физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) отчетность по транспортному налогу не предусмотрена.
Если ТС зарегистрировано на обособленное подразделение организации, то сдавать декларацию и расчеты нужно в ИФНС, где стоит на учете данное подразделение. При этом в полях декларации и расчета, предназначенных для кода причины постановки на учет, необходимо указать КПП подразделения.
Copyright © Москва
Краткий Справочник Бухгалтера: сайт КСБух
|
|