Справочники
Разделы
Cловарь Бухгалтерских терминов

 

Здесь приведены наиболее часто применяемые бухгалтерские термины и определения
из толкового бухгалтерского словаря А. С. Бакаева

 

Бухгалтерские термины и определения

 



  А   Б   В   Г   Д   Е   З   И   К   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Ч   Э



     К

Капитал
Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами, т.е. должна соответствовать величине чистых активов.

В составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

 

Капитальные вложения
- инвестиции в основные средства, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих организаций, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно - изыскательские работы и другие затраты
(Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений").

В составе капитальных вложений в основные средства выделяется стоимость следующих видов работ и затрат:
    строительных работ;
    работ по монтажу оборудования;
    оборудования (требующего и не требующего монтажа), предусмотренного в смете на строительство;
    инструмента и инвентаря, включаемых в смету на строительство;
    прочих капитальных работ и затрат.

 

Кассовый метод
- метод учета, при котором доход признается в день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу организации либо поступления иного имущества (работ, услуг).
Расходами признаются затраты по факту их оплаты.

Субъектам малого предпринимательства разрешается при учете доходов и расходов не применять допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, а использовать кассовый метод учета.

 

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО)
- независимый орган частного сектора, цель которого состоит в достижении унификации принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями и другими организациями для финансовой отчетности во всем мире. Основан в 1973 г. в результате соглашения между профессиональными бухгалтерскими организациями из Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании и Ирландии, а также США. С 1983 г. членами КМСФО стали все профессиональные бухгалтерские организации - члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

Целями КМСФО, как они определены в его Уставе, являются:
   (а) разработка и публикация, исходя из общественных интересов, международных стандартов финансовой отчетности, которые должны соблюдаться при представлении финансовых отчетов, и продвижение их повсеместного принятия и соблюдения;
   (b) работа по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов учета и процедур, связанных с представлением финансовой отчетности.

Порядок составления финансовых отчетов в каждой стране определяется, в большей или меньшей степени, местными правилами. Эти правила включают в себя стандарты финансовой отчетности, публикуемые регулирующими органами и (или) профессиональными бухгалтерскими организациями этих стран.

До создания КМСФО бухгалтерские стандарты многих стран имели разночтения по форме и содержанию. КМСФО обобщил проекты положений, стандарты финансовой отчетности, уже изданные по каждому предмету, и в свете этих знаний разрабатывает международные стандарты финансовой отчетности для их принятия во всемирном масштабе.

 

Коммерческие расходы
- расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ и услуг (расходы на продажу).

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, в состав расходов на продажу включаются следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, к расходам на продажу относятся следующие расходы (издержки обращения) : на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

Коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности [ПБУ 10/99].

При частичном списании подлежат распределению:
   1. в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);
   2. в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

 

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России
- документ, определяющий основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным принципам учета и отчетности.

Концепция является основой построения системы бухгалтерского учета в стране и призвана:
  • обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;
  • быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • быть основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;
  • помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.
Концепция не заменяет никакие нормативные акты по бухгалтерскому учету. Если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного и нормативного акта.

Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета организациями всех отраслей хозяйства, видов деятельности и организационно - правовых форм.

Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции, которые, однако, ни все вместе, ни по отдельности не противоречат цели бухгалтерского учета, определенной в Концепции.

Помимо цели бухгалтерского учета в Концепции излагаются: основы организации бухгалтерского учета; содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете; требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете; состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей; критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов; оценка активов, обязательств, доходов и расходов.

 

Краткосрочные активы и обязательства
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.
Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев [ПБУ 4/99].

 

Кредиторская задолженность
- вид обязательств, характеризующих:
   1) сумму долгов, причитающихся к уплате организацией в пользу других юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними;
   2) счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку.

Наиболее распространенный вид кредиторской задолженности - задолженность поставщикам и подрядчикам за поставленные ими товары, материалы, услуги, выполненные и не оплаченные в срок работы. Кредиторская задолженность отвлекает средства из оборота организации, ухудшает ее финансовое положение. Своевременное погашение кредиторской задолженности - важнейшая задача бухгалтерии организации.

По истечении сроков исковой давности кредиторская задолженность подлежит списанию на финансовые результаты в составе внереализационных доходов.

 

Курсовая разница
- разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих актива и обязательства, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период [ПБУ 3/2006].

 

 

 


Copyright © Москва
Краткий Справочник Бухгалтера: сайт  КСБух
Рейтинг@Mail.ru