ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
Письмо ФНС
от 04.04.2014 № ГД-4-3/6132@
Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными статьей 12 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ) в пункт 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.
Начиная с налогового периода за первый квартал 2014 года представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) производится налогоплательщиками (в том числе, являющимися налоговыми агентами), а также лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Кодекса, по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Таким образом, в соответствии с пунктом 5 статьи 174 Кодекса не только налогоплательщики, но и лица, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика или налогоплательщики, реализующие товары, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, обязаны представить налоговую декларацию по налогу в электронном формате.
Вместе с тем для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих небольшую численность и невысокий уровень доходов от операций по реализации товаров (работ, услуг) либо применяющих специальные налоговые режимы, действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Кодекса не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.
При этом, в случае, если налогоплательщик не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банке, а также не имеет объектов налогообложения по НДС, то по истечении отчетного периода он представляет единую (упрощенную) налоговую декларацию, на которую не распространяются требования абзаца первого пункта 5 статьи 174 Кодекса (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).
В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах освобождение от обязанности по представлению налоговой декларации по НДС налогоплательщиками осуществляется в следующих случаях.
1. Применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 173 Кодекса.
2. Применение упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 346.11 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.
3. Применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 Кодекса лица, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
4. Применение единого сельскохозяйственного налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.1 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса).
5. Применение патентной системы налогообложения.
Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате, в соответствии с перечнем, утвержденным пунктом 11 статьи 346.43 Кодекса.
Если указанные выше лица, в случаях, предусмотренных Кодексом, исполняют обязанности налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, то они вправе представлять налоговые декларации по НДС на бумажных носителях.
Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
Письмо ФНС
от 11.04.14 № ЕД-4-15/6831
Вопрос: О налоговой ответственности с 1 января 2014 г. при представлении декларации по НДС на бумажном носителе, в том числе если декларация по НДС в электронной форме представлена позже установленного срока, а на бумажном носителе - в срок.
Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо о предоставлении разъяснений в отношении правомерности представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость на бумажном носителе начиная с I квартала 2014 г., сообщает следующее.
В соответствии с п. 5 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" абз. 1 п. 5 ст. 174 Кодекса в вышеуказанной редакции вступил в силу с 1 января 2014 г.
Таким образом, начиная с 1 января 2014 г. плательщики налога на добавленную стоимость (в том числе являющиеся налоговыми агентами) в установленный законодательством о налогах и сборах срок обязаны представлять декларации по налогу на добавленную стоимость по установленному формату только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
За нарушение установленных способов и сроков представления налоговой декларации (расчета) Кодексом предусмотрена ответственность.
1. Согласно ст. 119.1 Кодекса несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
Учитывая наименование указанной статьи Кодекса, необходимо отметить, что для ее целей под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.
Таким образом, представление налогоплательщиком декларации по налогу на добавленную стоимость после 1 января 2014 г. на бумажном носителе следует квалифицировать как нарушение порядка представления налоговой декларации, которое предусматривает налоговую ответственность по ст. 119.1 Кодекса и влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
В этой связи у налогового органа имеются правовые основания считать исполненной обязанность налогоплательщика по представлению декларации по налогу на добавленную стоимость в случае представления ее на бумажном носителе.
2. Статьей 119 Кодекса предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Согласно п. 4 ст. 80 Кодекса при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Нарушение установленного п. 5 ст. 174 Кодекса срока представления декларации по налогу на добавленную стоимость влечет ответственность по ст. 119 Кодекса.
Таким образом, установление налоговым органом факта несвоевременного представления налогоплательщиком декларации по налогу на добавленную стоимость на бумажном носителе является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 Кодекса.
При представлении налогоплательщиком декларации по налогу на добавленную стоимость на бумажном носителе в установленный срок и одновременно за этот же период по телекоммуникационным каналам связи позже срока, установленного ст. 174 Кодекса, налоговому органу необходимо учитывать следующее.
Согласно диспозиции ст. 174 Кодекса налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 Кодекса.
Таким образом, начиная с 1 января 2014 г. плательщики налога на добавленную стоимость (в том числе являющиеся налоговыми агентами) в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 Кодекса, обязаны представлять декларации по налогу на добавленную стоимость по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Установление налоговым органом факта несвоевременного представления налогоплательщиком декларации по налогу на добавленную стоимость по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и факта своевременного представления декларации на бумажном носителе не является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 Кодекса.
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 2 ст. 109 Кодекса отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения исключает возможность его привлечения к налоговой ответственности.
Copyright © Москва
Краткий Справочник Бухгалтера: сайт КСБух
|
|